О композиции Правила композиции
Правила композиции Печать

Использование правил помогает лучше и легче выстроить композицию изображения в соответствие с законами.

Существует множество правил удачного построения композиций. Выделим из них три основных: правило одной третьей, правило диагонали и правило ритма.

Правило одной третьей. Иногда его еще называют правилом «Золотого сечения». Предположительно, этим правилом при построении композиций изображений пользовались художники в древности и средневековье. Согласно этому правилу, на изображении существует четыре точки, которые автоматически притягивают внимание зрителя. Расположены эти точки на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев изображения. Т.е. приблизительно на расстоянии одной трети от верхнего, нижнего, правого и левого краев. Концентрироваться внимание зрителя будет в первую очередь на этих четырех точках независимо от формата композиции – будь то фотография или картина.

Использование правила заключается в мысленном разделении плоскости изображения двумя горизонтальными и двумя вертикальными частями на девять равных прямоугольников. В области пересечения горизонтальных и вертикальных линий следует размещать наиболее важные элементы композиции.

Правило диагоналей. Правило диагоналей предполагает размещение элементов композиции по диагонали плоскости изображения. Связано это опять же с восприятием изображения. Элементы композиции, размещенные строго по вертикали или горизонтали менее привлекают внимание зрителя, чем размещенные по диагонали. Имеет значение и выбор диагонали. Диагональ из левого верхнего угла целесообразнее использовать для более динамичной композиции, а диагональ из левого нижнего угла – для более спокойной.

Правило ритма. Согласно этому правилу, искусственное создание ритма усиливает восприятие изображения.

Ритм представляет собой равномерное чередование действий некоторого объекта предметной области или самих объектов области. Чередование может быть организованным или бессознательным. В художественном плане ритм представляет собой равномерное чередование размеренных элементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей.

Тем или иным образом ритм оказывает воздействие на чувства человека. Ритм может воздействовать на слух, на зрение. Действие ритма может как бодрить, так и успокаивать. Ритм может иметь разную направленность – в какую-то одну сторону либо сходиться в одну точку (например, в центр). С помощью изменения ритма композиции можно манипулировать восприятием зрителем изображения, задавать настроение, соответствующие эмоции.

Ритм свойственен не только движению, но и статичным предметам. Например, чередование колонн в архитектурном ансамбле в определенной последовательности создают ощущение динамики. Изображение также способно передать ритм. Например, чередование элементов, изображенных на обоях.

Ритм является очень важным правилом дизайна при создании композиций. С помощью ритма изображению можно задать динамику и эмоциональность. Ритм либо строго упорядочивает композицию, либо, наоборот, в соответствие с идеей автора, нарушает однообразную монотонность.

Принцип действия ритма заключается в постепенном количественном изменении значений параметров чередования, тем самым усиливая или ослабляя динамичность формы. Например, площадь чередующихся объектов может постепенно увеличиваться (или, наоборот, уменьшаться), расстояние между объектами чередования может нарастать или наоборот – убывать и т.д.

Таким образом, формирование ритма обусловлено закономерным изменением порядка нарастания или убывания ритмического ряда (площади, объема элементов, их структуры, тональности, насыщенности).

Следует отметить, что из всех средств композиции ритм особенно связан с психофизиологией восприятия. В процессе просмотра изображения глаза зрителя движутся в направлении нарастания количественных изменений ряда. Эта особенность восприятия указывает на привлекательность ритмичных изображений. При этом важно помнить, что нарушение закономерности хотя бы в одном элементе чередования может негативно сказаться на восприятии всего ритмического ряда.

Также, следует помнить, что частые членения в горизонтальном или вертикальном направлениях формируют чувство беспокойства. Изменения ритма по горизонтали зрительно снижают высоту объекта. К тому же возникает проблема завершения и начала композиции. Вертикальные же ритмы, наоборот, делают композицию выше. Развитие ритма по вертикали в целом позволяет избежать композиционных сложностей, т.к. визуально создает ощущение завершенности.